Вариант 2
- Перепиши текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Кто не слышал о зн..менитом л..с..ном пе(в/ф)це с..ловье-с..ловушке? Сколько кр..сивых стихов и пес..н сл..жили люди о нём!
Некоторые пре(д/т)ставля..т с..ловья вроде ч..дес..ной какой-то сказоч..ной жар-птиц... Но когда ч..ловек впервые увид..т эту «знаменит..сть» он сначала даже (не)поверит. Как? Вот эта (не)казистая птич..ка и есть зн..менитый с..ловей? Не может быть!
Ведь ви(д/т) у птич..ки очень скромный. Это (не)большая к..ричневато-буро-с..роватая птич..ка с рыж..нками тёмными б..льш..ми глазами и высокими тонкими но(ж/ш)ками.
Любимой птич..кой с..ловей стал не за внешность а за пр..крас..ный гол..с. И ни на какую жар-птицу мы (не)променяем ч..дес..ного пе(в/ф)ца наш..х ру(сс/с)ких л..сов!
(По Ю. Дмитриеву)
- Выполните языковые разборы.
(1) – фонетический разбор: голос
(2) – морфемный разбор: сложили
(3) – морфологический разбор: (о) певце (1 предложение)
(4) – синтаксический разбор предложения: Сколько кр..сивых стихов и пес..н сл..жили люди о нём!
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Документ, красивее, столяр, цифровой
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На буграх оголилась чёрными бороздами пашня.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- Девочка посмотрела на мать и безучастно ответила Валя
- Мать подошла к девочке и спросила как её зовут
- Таиска закричала и бросилась к дому
- Таиска позвала Валю смотреть как гонят на пастбище скот
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) А ты иди и помоги помыть посуду.
2) Мама в эту корзину много золота войдет?
- Вылезают муравьи после зимней стужи.
4) Сад наполнился шумом и смехом.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Над тростниками пролетают кулики и чибисы.
2) Дождь лил целый день и всю ночь.
- Облака над морем потемнели и повеяло прохладой.
4) Вдруг с шумом и ветром начался ливень.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым.
(3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. (6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
(7)На восходе ковыли, словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.
(8)Но чудо-чудное − степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. (10)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки.
(11)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем.
(12)Хороша степь и днём, и ночью!
(По Н.Сладкову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что степь напоминает море? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением «Мягкий, лёгкий». Выпишите это слово.
12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову «горячий» и выпишите его.
|