Цель. Закрепить знания о звуковом значении букв е, ё, ю, я в различных буквенных сочетаниях и уметь применять их. Закрепить умение определять ударение в слове; с помощью звуко-буквенного разбора закрепить и систематизировать фонетико-графические знания, умения, навыки.
I. Заполните таблицу (приведите примеры)
Двойная роль букв е, ё, ю, яс
Работайте в тетради.
Если возникли затруднения, проконсультируйтесь с соседом по парте или с учителем
?
?
II. Запишите, сколько раз встречается звук [й] в следующих строчках(переписывать не надо):
Горячей головы качанье,
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.
Работайте в тетради
III. Запишите в три столбика:
1) слова с ударением на первом слоге;
2) слова с ударением на последнем слоге;
3) слова, допускающие различные ударения.
Компас, табель, арест, клещи, творог, портфель.
Работайте в тетради
Всегда ли сохраняется значение слова при перемене ударения?
IV. Перепишите только те слова, в которых согласный перед епроизносится твердо:
фанера, музей, партер, декада, штепсель, термин.
V. В тетради сделайте фонетический разбор слов бороться, маяк.
1. Поменяйтесь тетрадями.
2. Проверьте работы друг друга, пользуясь ключом.
Устно, парами
3. Оцените по пятибалльной системе.
Ключ для проверки работы
I. Два звука:
1) в начале слова,
2) после гласной,
3) после ъ и ь.
Цель. Проверить качество знаний по теме «Фонетика и графика».
1. Запишите в тетради вид работы (тест)
2. Внимательно читайте задание, выбирайте правильный ответ и запишите только цифру, под которой этот ответ записан.
Тест
I. Фонетика – раздел науки о языке, который изучает:
1) соответствие между звуками и буквами;
2) звуки речи;
3) правила написания слов.
Работайте в тетради, самостоятельно
II. Укажите номера, под которыми находятся глухие согласные:
1) ж;
2) с;
3) ш;
4) т;
5) в;
6) к.
III. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
1) в начале слова;
2) после мягких согласных;
3) после гласных;
4) после ъ и ь.
IV. Произношение каких слов расходится с их написанием:
VII. В каких словах ударение поставлено правильно?
1) звонит;
2) красивее;
3) случай;
4) километр.
VIII. В каких словах нет звука [й]?
1) уют;
2) сесть;
3) вязать.
IX. В каких словах все согласные мягкие?
1) забор;
2) чаща;
3) осень;
4) жизнь.
Например:
I. 1);
II. 2) и т.д.
3. Проверьте себя по ключу, оцените свою работу.
4. Обсудите результаты работы в классе.
Ключ для проверки работы
I. 2.
II. 2; 3; 4; 6.
III. 1; 3; 4.
IV. 1; 2; 3.
V. 1; 2.
VI. 3.
VII. 3; 4.
VIII. 2; 3.
IX. 2; 3.
Критерии оценки
Количество правильных ответов
Оценка
9 заданий
7 - 8
5 - 6
4
менее 3
5
4
3
2
1
Оценка – в оценочный лист, графа УЭ-5
УЭ-6
10 мин.
Цель. Подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.
1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
2. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока вами?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) Я все понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял.
4. Сдайте оценочный лист учителю.
Домашнее задание
Сумма баллов за урок
Домашнее задание
30
25–28
менее 20
–
Повторить по ранее сделанным записям
Прочитать § 1 («Русский язык», 6-й кл.), § 40–51 («Русский язык», 5-й кл.).
Творческое задание (по желанию)
Попробуйте сочинить сказку о звуках речи и о буквах!
Спасибо за работу!
Подсказка
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
а бэ вэ гэ дэ е ё же зэ и и краткое ка
эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха це
че ша ща твердый знак ы мягкий знак э ю я.
Алфавит (азбука) – расположение букв в определенном, обязательном порядке.
Звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным.
Глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонким согласным.
Оценку (соответствующую букву) поставьте в графу УЭ-6.
Самооценка