№1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные
буквы и знаки препинания.
(1)В…юга посер…брила пышную причёску стройных сосен.4 (2) Ясн…я1 берё…ка
распустил…2 светлые косы покрытых инеем в…твей, бл…стит (на)со…нце
нежной тонк…й берестой.
(3)Глубок зимний сон пр…роды но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй
разгреби в лесу сне… до з…мли.(5)На том месте которое ты расчистил, увидиш…
кустики брусники веточки черники.(6)Всё ещё зел…неют здесь круглые лист…я
вереска3.
(7)Пороша ра…сказывает о событиях в зимн…м лесу.(8)На лесной п…ляне
вьёт(?)ся след лисиц… .(9)Пробороздил сугро… долговязый лось проскакал б…
ляк.(10)Парочки сл…дов испятнали снег.(11)Как стрела, прол…тела куница,
хищница искала белок.
(12)Сверка…т снег вспыхивают и гаснут сн…жные искры. (13)Хорош лес в зимнем
уборе! (ПоД.Зуеву)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
1) Фонетический разбор.
Ясн…я
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Морфемный разбор: Распустила
3. Морфологический разбор.
Листья вереска _______________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Синтаксический разбор предложения.
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. ___________________
_____________________________________________________________________________
№3 Поставьте знак ударения в следующих словах.
Форзац, шоферы, поняла, краны.
№4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам бабушки Коля целое лето ухаживал за яблоней
2) Коля с радостью сообщил маме что осенью будет хороший урожай яблок
3) Бабушка ласково сказала Коля у меня первый помощник в садовой работе
4) Бабушка давай испечём для гостей пирог с яблоками
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Садиська ты рядом и послушай мой рассказ.
2) Чтото рано осень в гости к нам пришла.
3) Советую тебе присмотреться к осеннему лесу.
4) Серёжа подарил мне букет из разноцветных листьев.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1)Вот сейчас мы возьмём санки и пойдём на горку.
2) На плите уже кипел чайник и гости собрались за столом.
3) Деревья замерли и спят глубоким сном.
4) Снег долго не таял на скатах крыш и у колодца.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
(1)Ты, конечно, не раз рисовал мелом на асфальте или старательно выводил буквы на школьной доске.
(2)Мел – твой старый знакомый. (3)Но мел годится не только для того, чтобы им писать,
но и для изготовления извести, цемента, стекла и резины. (4)Мел широко применяют и в
строительстве. (5)Зубную пасту, которой ты чистишь зубы утром и вечером, тоже делают
из мела. (6)Но ты, вероятно, не знаешь, как он образовался? (7)Если бы тебе хотя бы на
несколько минут удалось заглянуть в далёкое прошлое, ты увидел бы огромное древнее
море. (8)Как в гигантском аквариуме, на дне его жили прекрасные диковинные водоросли,
плавали моллюски и другие мельчайшие животные. (9)Они умирали и падали прямо на
дно. (10)Так постепенно накапливался толстый слой обломков ракушек и скелетов этих
древних животных. (11)Они слёживались, уплотнялись и со временем превращались в мел.
(12)Прошло несколько миллионов лет, море далеко отступило. (13)Морское дно
поднялось, слои мела оказались прямо на поверхности Земли, и теперь во многих местах
земного шара высятся целые меловые горы. (14)Если раскрошенный мел внимательно
рассмотреть под специальным микроскопом, то можно увидеть многомного ракушек и
окаменевшие остатки какихто мельчайших существ.
(15)Таким образом, многое из того, что стало известно учёным о далёкомдалёком
прошлом, рассказал обыкновенный камень, которым ты пишешь, – мел.
(По Е. Борисову, И. Пятновой)
№8 Определите и запишите основную мысль текста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что мел состоит из
обломков ракушек и окаменевших остатков древних существ? Запишите ответ.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-11 текста.
_____________________________________________________________________________
№11 В предложениях 8–10 найдите слово со значением «не сразу, шаг за шагом».
Выпишите это слово. ______________________________________
№12 В предложениях 6-7 найдите антоним к слову «будущее» и выпишите его.
_____________________________________________________________________________
|