Текст 1
№1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Л..сная глуш…1 (На)кр..ю ч..щи сиротливая р..бинка. Ветви (к)з..мле
пригнулись (под)т..жёлыми грозд..ями яго(д/т). (На)р..бинк.. важно с..дят
сн..гири. Они ныряют2 (в)сне(г/к) купаются (не)боятся заболеть. Черт..т
сн..гири (на)бел.. скатерт.. бороз..ки и сл..дыкрестики.
Название птицы (от)слова «сне(г/к)». Почему именно такое Сн..гирь –
первый вес..ник з..мы. (С)х..л..дами и первым ро(б/п)к..м сне(ж/ш)ком
по..вляются сн..гири. Прил..тают птицы (на)з..мо(в/ф)ку (с)севера.
Гру(д/т)ка (у)сн..гиря красная, как яблоч..ко. (На)г..лове чёрный беретик.
Крыл..я (с)син..м (от)ливом. З..мой это самая красив.. птич..ка.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
1) Фонетический разбор.
Глушь
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Морфемный разбор: Ныряют
3. Морфологический разбор.
(На) белой (скатерти) _______________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Синтаксический разбор предложения.
Снегирь – первый вестник зимы. _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
№3 Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, звонит, начала, красивее.
№4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
С холодами и первым робким снежком появляются снегири.
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам бабушки Коля целое лето ухаживал за яблоней
2) Коля с радостью сообщил маме что осенью будет хороший урожай яблок
3) Бабушка ласково сказала Коля у меня первый помощник в садовой работе
4) Бабушка давай испечём для гостей пирог с яблоками
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Это Незнайка выручил меня отсюда.
2) Незнайка и Шпунтик горячо спорили.
3) Цветик научи меня сочинять стихи.
4) Цветик задумчиво потер лоб.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.)
1)Снег долго сыпал белой крошкой и запорошил все стёкла.
2) Занесёт ветер снегом кусты в саду и помчится дальше.
3) Повалил снег и утром белое одеяло скрыло все следы.
4) Весёлые голоса и смех ребят доносились с ледяной горки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
(1)Во время навигации моряки пользуются не только точными приборами,
изготовленными руками человека. (2)Морякам помогают «синоптики» – обитатели
морей и океанов. (3)Например, учёные установили, что передвижения гренландских
китов – самых крупных из всех ныне живущих – зависят от таких условий, как
температура, солёность и прозрачность морской воды, запасы корма и погодные
условия. (4)Бывалые моряки знают много примет погоды. (5)Если перемещения
китов проходят медленными темпами, с задержками на подводных пастбищах, где
они питаются мелкими рачками, это значит, что штормить в ближайшее время не
будет. (6)Если киты двигаются быстро и появляются у поверхности воды лишь на
время, следует ожидать перемены погоды – сильного ветра или шторма. (7)Нередко
группы китов в Антарктиде, отдалённые в океане на десятки миль друг от друга,
перед штормом уходят в какомто одном направлении. (8)Казалось бы, никаких
признаков изменения погоды не предвидится: дует слабый ветер. (9)Но киты узнают
о приближении шторма, улавливая доносящиеся издалека инфразвуки. (10)Эти
звуки возникают в районах начавшегося шторма от трения воздуха о гребни волн.
(11)Жители Севера заметили, что появление в сплошных льдах моржей – первый
признак чистой воды. (12)Часто обвалы льдов останавливают мореплавание.
(13)Верный признак скорого отхода льдов – появление в разводьях китов, а на
льдинах – моржей. (14)И ещё ни разу животные не подводили моряков. (По А.
Голованову)
№8 Определите и запишите основную мысль текста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что перед
штормом киты улавливают недоступные человеку инфразвуки? Запишите ответ.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4−6 текста
_____________________________________________________________________________
№11 В предложениях 10–12 найдите слово со значением «сильный ветер, буря на
море, в океане». Выпишите это слово. ______________________________________
№12 В предложениях 8−10 найдите антоним к слову «сильный» и выпишите его.
_____________________________________________________________________________
|