Пояснительная записка
Общая характеристика программы
- воспитании и образовании школьников особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Журналистика – это творческая, литературно-публицистическая деятельность, направленная на сбор, переработку и правку информации, а также на грамотное ее распространение. Детская журналистская деятельность является мощным факторам социального развития подрастающего поколения.
Владение основами журналистики, умение работать с информацией и общаться с людьми - навык, необходимый не только работникам средств массовой информации, но и любому цивилизованному человеку, который хочет добиться успеха.
Введение данной образовательной программы обусловлено тем, что определенный круг учащихся стремится развить в себе умения грамотной речи, способности излагать мысли на письме.
Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Занятия по программе воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближним окружением, способствуют укреплению нравственной позиции школьников.
Актуальность программы дополнительного образования «Юный журналист» связана с личностным становлением школьников, овладением речевой и письменной культурой.
- разделе «Введение в журналистику» обучающиеся знакомятся с журналистикой как профессией, историей журналистики, а также знакомятся с основами профессиональной культуры, этики журналиста, видами и типами СМИ. Практически ребята научатся распознавать виды СМИ, владеть навыками культурного общения.
В разделе «Жанровое разнообразие» ребята познакомятся с принципами деления на жанры и собственно жанрами. На практике обучающиеся должны уметь писать статьи в различных жанрах.
Программа предусматривает следующие формы и методы работы:
- эвристические беседы;
- работа в школьной газете.
Структура занятий предполагает следующие элементы: обмен новостями, коллективное обсуждение, сообщение нового материала, написание статьи или подготовка выпуска газеты.
Занятия проводятся в форме «круглого стола». Это обусловлено тем, что для достижения цели занятий - развитию творческой и активной личности - необходимо наличие на уроке коммуникативного взаимодействия.
При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.
Основные цели и задачи программы
Цель программы:
- Научить учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности;
- Воспитывать культуру поведения
Задачи:
1. Воспитывать внимание. Прививать навыки работы в группе.
2. Научить навыкам делового общения, умение вести конструктивный диалог, публично выступать.
3. Научить ясно излагать свои мысли на бумаге.
4. Повысить уровень эрудиции.
Формы реализации программы (деятельность и контроль)
Программа кружка «Юный журналист» нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школе. В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми.
Программа рассчитана на работу с учащимися 5-6 классов. Включает в себя курс обучения, рассчитанный на 4 часа в неделю (136 часов в год).
В работе кружка «Юный журналист» используются различные формы деятельности учащихся:
- пресс-конференции;
- творческие проекты;
- круглые столы;
- выпуск газет;
Учебная часть обучение учащихся включает в себя объединение кружков «Юный журналист» и «Юный репортер». Учащиеся знакомятся с историей прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы. Объединение «Юный журналист» помогает учащимся программы познакомиться с основными положениями журналистского творчества, оформительской работой, расширяет кругозор и помогает в профессиональном становлении молодого журналиста.
Практическая часть работы кружка «Юный журналист» включает в себя:
- развивающие тренинги «Берем интервью»;
- проведение пресс-конференций с интересными людьми;
- выпуск школьной газеты с целью на практике применить полученные в кружке «Юный журналист» знания и активного освещения работы школы;
- проведение круглого стола;
- презентация и защита проектов, где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Юный журналист».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса (для 5-6 классов)
Личностные результаты освоения курса предполагают:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Большая перемена»;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием е реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности, и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкеров: научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- концу обучения журналистике учащиеся должны уметь:
-
- выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
- собирать информацию из разных источников и работать с ней;
- различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
- общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
- работать в различных журналистских жанрах;
- грамотно работать с интервьюируемыми;
- писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;
- свободно владеть печатным словом;
- находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.
- искать информацию в различных источниках;
- редактировать текст.
|